Влияние фокусного расстояния на съемку. Что такое фокусное расстояние объектива. Стабилизация камеры при съемке видео на зеркальный или беззеркальный фотоаппарат

03.03.2011

Мы продолжаем публиковать серию мастер-классов Зория Файна о тонкостях фотографического искусства.

Материал предназначен для начинающих фотографов и широкого круга любителей.

Традиционно считается, что портретная зона начинается с 80 мм фокусного расстояния объектива. Классический портрет - 85 мм. Это, общем-то, постулат, и спорить с этим трудно. Причина проста - в широкоугольной зоне до 50 мм - портреты «опасно» снимать, т.к. снятое «в упор» лицо будет растянуто по краям кадра. Кстати, это - основная ошибка фотографов-любителей, когда особо не хватает места для съемки, они радуются возможностям своего аппарата «захватить» как можно больший угол обзора и снять портрет «в упор».

После 50 мм (но до 80 мм), когда, казалось бы, перспектива уже «выравнена» и не имеет линейных искажений, портрет тоже не получится из-за диспропорций лица, снятого с близкого расстояния. Разве что снимать издалека и затем делать перекадрировку.

Полупрофессиональный класс фотоаппаратов с наличием кроп-фактора вроде бы облегчил задачу фотографу, сделав возможным снимать портреты более низкобюджетными 50-мм объективами, что в пересчете на полный кадр даст те же 80 мм.

Классическая портретная зона - 85 мм - выбрана не спроста. Это именно то фокусное расстояние, когда снятая «в упор» голова во весь кадр: во-первых, лишена основных диспропорций, например, не будет сильно выделяться нос или уши, а во-вторых - появляется возможность за счет маленькой глубины резкости добиться особого «воздуха» и объема в кадре - этот стиль особенно почитаем в американской школе портретной фотографии - когда фокус по глазам, а ближе к ушам или в зоне декольте он плавно переходит в нерезкость, тем самым, создавая психологический акцент на главном элементе портрета - глазах.

Более дальние зоны фокусных расстояний тоже применяются в портретной съемке, но это - прерогатива репортажной техники. Проблема в том, что в телезонах (от 120 мм) как бы «сплющивается» перспектива. С одной стороны, можно добиться прекрасного боке и при прикрытых до 5,6 или даже 8 диафрагмах. С другой - пропадает ощущение расстояний. Особенно - за портретируемым. Эта зона особенно хороша и часто используется профессионалами для съемки ростового портрета, т.к. выравниваются диспропорции в пространстве, а значит - и в перспективе изображения тела в пространстве. Особенно в этих случая применяются нижние точки съемки - тогда возникает ощущение, что ноги у модели становятся «длиннее», и это многим нравится.

Однако, в этой статье я хотел бы подчеркнуть, что нет жестких правил относительно портретной съемки. Аккуратно и грамотно использованные разные фокусные расстояния во всем диапазоне могут привести к ярким и неповторимым результатам. Так, например, я хочу привести, в качестве образца несколько портретов известного художника Виктора Рыбачука, сделанные у него на даче. Эти портреты относятся по стилю к жанровым, т.к. изображают не только художника, но и интерьер терассы его мастерской. О таких составляющих портрета, можно более широко и образно обрисовать быт и творческую атмосферу вокруг художника, его окружение.

Вся эта серия портретов снята объективом EF 35/1,4 L

"Фотография - как след жизни" (документальный фильм-интервью).

"Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент" (авторская статья).

Другие мастер-классы Зория Файна.

Photo Fine Study - обучение фотоискусству.

Галерея выпускников фотошколы.

Видеоотзывы выпускников фотошколы.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как фокусное расстояние объектива влияет на эстетический вид фотографии? Даже при съемке одной и той же сцены выбор другого объектива может существенно изменить впечатление от фото. Дело в том, что различные фокусные расстояния объектива при съемке одного и того же предмета меняют характер взаимоотношения между объектом съемки и его фоном, а также влияют на восприятие расстояния между ними.

Иллюзия уменьшения расстояния между объектом и фоном является свойством длиннофокусных объективов. Они имеют тенденцию делать изображение более плоским, тогда как широкоугольные объективы усиливают эффект перспективы. Знаете, почему объективы с фокусным расстоянием 85мм так популярны в портретной фотографии? Эти объективы дают эффект "выравнивания" плоскости изображения, благодаря чему нос и черты лица не кажутся на снимке больше, чем на самом деле.

Хотя многим людям и не нравится использовать дискретные объективы (с постоянным фокусным расстоянием), использование такого приема позволяет получать отличные портреты. Лично я большинство портретов снимаю объективами с фокусом 50мм или 85мм. Этому есть ряд причин. Во-первых, такие объективы выравнивают плоскость изображения. С помощью длиннофокусного объектива мы можем ослабить или полностью устранить геометрические диспропорции черт лица, вызываемые эффектом перспективы. То же самое относится и к частям тела объекта съемки.

Использование длиннофокусной оптики влияет также и на глубину резкости. Возможно, вы уже знаете, что глубина резкости - это диапазон расстояний от камеры, в котором предметы будут четко сфокусированы. Некоторые думают, что глубина резкости зависит только от значения диафрагмы объектива, но фокусное расстояние объектива оказывает на нее не меньшее влияние. Длиннофокусный объектив позволяет уменьшить глубину резкости, помогая отделить объект съемки от фона.

Часто для портретной съемки именно это и требуется. Выбрав длиннофокусный объектив, вы уводите фон из фокуса и привлекаете внимание зрителя к объекту съемки. Ну и наоборот - использование широкоугольных объективов позволяет резко передать не только объект съемки, но и его окружение.

Однако не существует идеального объектива или фокусного расстояния, подходящего для всех случаев жизни. Если вы хотите показать, как объект съемки связан с окружением, поэкспериментируйте с разными фокусными расстояниями, чтобы понять, какое влияние они оказывают на характер взаимоотношения объекта и фона.

Для иллюстрации я сделал серию снимков на мосту около моего дома. Обратите внимание на то, как на этих снимках меняется взаимоотношение между мостом и моделью.

Я использовал различные фокусные расстояния. Первым объективом был Tokina 12-24mm f/4. Второй - Nikon 35mm f/1.8. Последний - Nikon 80-200mm f/2.8 с установкой на 100мм и 200мм. Все снимки были сделаны на апертуре f/2.8 для уравнивания эффекта глубины резкости (за исключением Tokina, установленного на f/4).

(Имейте в виду, что снимки были сделаны на камере Nikon D300, так что необходимо учитывать модификатор фокусного расстояния, поскольку это камера формата DX)

Итак, рассмотрим снимки. В каждом из них я постарался сохранить одну и ту же композицию, причем модель занимала почти полный кадр по высоте. Обратите внимание, что модель занимает примерно одинаковое пространство на снимках, но фон при этом существенно отличается. Больше всего бросается в глаза отличие размеров находящегося на фоне моста.

Первый снимок был сделан с наиболее широким углом (фокусное расстояние 12мм) объективом Tokina 12-24mm. Вы можете заметить сильный эффект перспективы. Линии дороги уводят взгляд к мосту, который на данном снимке едва заметен. Широкий угол приводит также к большой глубине резкости - почти все на снимке находится в фокусе. В итоге все включено в единую сцену.

Этот снимок сделан объективом Nikon 35mm f/1.8. 35мм - это середина обычного диапазона фокусных расстояний. Мост теперь кажется ближе к нам, а глубина резкости меньше по сравнению со снимков на фокусе 12мм. Хотя угол еще довольно широк, и мы пока еще только начали отделять объект от фона.

Здесь мы находимся в области идеальных фокусных расстояний для портретной съемки. Снимок сделан объективом Nikon 80-200mm f/2.8, установленным на 100мм. Обратите внимание на то, что изображение модели стало более "плоским". Мост теперь кажется гораздо ближе к модели, и мы устранили эффект дорожных линий, уводящих взгляд зрителя. Кроме того, мы начали избавляться от большой глубины резкости, изолируя объект от фона. Это фокусное расстояние хорошо подходит для съемки лиц и портретов до пояса.

На последнем снимке объектив был установлен на 200мм. Эффект компрессии расстояний достиг своего максимума, и модель кажется стоящей очень близко к мосту. Мы также получили очень малую глубину резкости, практически полностью отделив модель от фона. Хотя мы снимали одного и того же человека, стоящего на одном и том же месте, разные фокусные расстояния позволили получить совершенно разные снимки.

Заключение

В этом уроке я попытался показать вам преимущества использования различных фокусных расстояний. Тестовые снимки показывают, что изменение фокусного расстояния позволяет изменить сцену.

Эксперименты с фокусным расстоянием являются мощным творческим инструментом. Выбор правильного фокусного расстояния очень важен для получения правильной композиции снимка. Широкоугольные объективы позволяют включить в снимок фон или создать глубину. Длиннофокусные объективы сжимают расстояние между объектом и фоном. В общем, каждой сцене надо подбирать подходящее фокусное расстояние объектива.

Поделитесь уроком

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале урока.

Одним из самых важных величин, которые характеризуют объектив, является фокусное расстояние. Поэтому понимание этой величины играет важную роль при выборе объектива и получения нужного результата при фотосъемке.

Для начала давайте определим, что такое объектив. Объектив - это оптическая система, состоящая из нескольких элементов (линз), которая формирует изображение. попадающее на сенсор (пленку) камеры.

Оптический центр объектива - это величина, которая эквивалентна сумме оптических центров каждой линзы, входящей в объектив. Он может находится как внутри объектива, так и за его пределами.

Фокусное расстояние - это расстояние от оптического центра объектива до сенсора камеры.

Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах. Т.е. если у вас на объективе написано, скажем 35mm, это значит, что расстояние от оптического центра этого объектива до матрицы фотоаппарата составляет 35 мм. Также на старых объективах, выпущенных примерно до 50-60-х годов фокусное расстояние маркировалось в сантиметрах.

Внимание: не путайте фокусное расстояние с задним отрезком (расстоянием от сенсора до задней линзы), это совершенно разные величины.

Давайте рассмотрим как фокусное расстояние практически влияет на компоновку кадра.

Фокусное расстояние влияет на несколько аспектов:
- масштаб изображения (приближение объектов съемки);
- угол обзора изображения;
- перспектива изображения;
- задний план.

Рассмотрим каждый пункт поподробнее. но прежде чем перейти к рассмотрению, я хочу упомянуть об одной важной величине, без которой не будет достаточной ясности в этом вопросе, это площадь сенсора (его геометрические размеры).

Мы знаем что на разных камерах устанавливаются сенсоры с разными геометрическими размерами, это могут быть полнокадровые сенсоры 36х24 мм, ASP-C сенсоры 23,7 × 15,6 мм, а могут быть и совсем маленькие сенсоры 5,8 × 4,3 мм и менее, которые устанавливаются в мыльницах и смартфонах.

При одном и том же фокусном расстоянии объектива, на сенсорах разного размера будет совершенно разная композиция с разным масштабом, углом обзора и перспективой. Более делально этот вопрос рассмотрен в статье про кроп фактор.

Почему так происходит? Давайте проиллюстрируем:

На иллюстрации схематически изображено, как объектив проецирует реальное изображение на матрицу, но то, что мы получаем в кадре, зависит от площади сенсора.

Например на полнокадровом сенсоре мы получаем более широкий угол обзора, чем на APS-C сенсоре, площадь которого в 1,5 раза меньше.

Отсюда и появляется понятие эффективное фокусное расстояние - фокусное расстояние в пересчете на 35мм эквивалент, т.е. при котором композиция в кадре будет такая же, как при использовании объектива с фокусным расстоянием для полнокадрового сенсора. Это сделано для удобства понимания, поскольку существует много разных размеров сенсоров.

Фокусное расстояние и масштаб изображения

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем большее увеличение снимаемого объекта он дает и соответственно на фотографии получается больший масштаб изображения.

Например, снимая широкоугольным объективом дерево, мы можем его захватить в кадр полностью, а если мы снимаем то же дерево телеобъективом, то в кадр вместится только его фрагмент. Отсюда и происходит эффект приближения.

Фокусное расстояние и угол обзора

От масштаба изображения зависит и угол обзора в кадре. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больший угол обзора.

Например, если мы снимаем пейзажи и панорамы, то для этих целей больше подойдет широкоугольный объектив, поскольку он захватывает больший угол обзора. А если мы снимаем диких животных, то нам больше подойдет телеобъектив, который позволит соблюдать определенную дистанцию от объекта съемки.

Давайте рассмотрим на примерах зависимость угла обзора от фокусного расстояния.

Угол обзора особенно заметен при съемке в ограниченном пространстве, например в помещении. Так даже разница между 17 мм и 20 мм имеет существенное значение.

Фокусное расстояние и перспектива изображения

Кроме угла обзора, фокусное расстояние также влияет и на перспективу изображения. Человеческий глаз видит наш мир в перспективе, которая соответствует фокусному расстоянию примерно 50 мм. Поэтому фотографии сделанные объективом 50 мм формируют изображение, которое привычнее для человеческого глаза.

Широкоугольный объектив передает перспективу более выражено, поскольку масштаб объектов на переднем плане и на заднем плане будут отличаться сильнее, от привычного для человека вида.

Телеобъективы наоборот имеют тенденцию сжимать пространство. Масштаб объектов на переднем и заднем плане различается меньше.

Для наглядности рассмотрим примеры ниже:

Перспектива заметна не только на пейзажах. Снимая например портреты, тоже важно соблюдать перспективу, чтобы на лице человека небыло перспективных искажений, нос не казался больше чем на самом деле и т.п. Поэтому классическое портретное фокусное расстояние для 35 мм камер считается 85 мм.

Фокусное расстояние и задний план изображения

Зависимость фокусного расстояния от фона на фотографии актуальна для тех, кто снимает портреты.

Чем меньше фокусное расстояние, и соответственно шире угол обзора, тем больше деталей попадает на задний план композиции. И при одном и том же масштабе снимаемого объекта, который зависит от дистанции съемки мы будем получать совершенно разную композицию, поскольку фон будет отличаться.

Также чем меньше фокусное расстояние, тем ближе нужно подходить к объекту и наоборот. Обратите внимание на мою тень на игрушке в примерах ниже, это результат того, что я подходил к ней слишком близко при съемке на коротких фокусных расстояниях.

В самом низу есть обновление

Приветствую вас, фотогики! Портретная фотосъёмка, по-хорошему, является искусством. А искусство - штука субъективная.

Но для фотосъёмки мы пользуемся техническими устройствами, а значит неизбежно «скованы» законами, которым эта техника подчиняется. И о них хотелось бы поговорить, т.к. мифов тут полным полно…

Для начала, хочется вспомнить, что мы зачастую ограничены ещё и некоторыми «жанровыми условностями». Есть определённые «классические» компоновки кадра. Например, портрет «по грудь», где в кадре умещается область пространства примерно 75 см по диагонали. Или портрет «голова и плечи», где по диагонали получается примерно 50 см. Эти два варианта - самые распространённые «шаблоны» фотоснимков. В дальнейшем речь будет идти именно о кадрах с 50 и 75 см по диагонали.

Теперь немного геометрии… Сильные перспективные искажения лица считаются эстетически непривлекательными, «уродующими». Из-за этого снимать портреты с расстояния менее 1 м считается неправильным. Конечно, что считать уродством, а что «видением художника» - вопрос спорный, но всё равно многие специальные портретные объективы просто нельзя сфокусировать существенно ближе этой дистанции. Профессиональный портретный объектив Canon EF 85mm f/1.2L USM, например, фокусируется не ближе 95 см.

Но и полное отсутствие перспективных искажений тоже считается… Искажением! Мол «лицо выглядит слишком плоским», ведь невооружённым глазом с большого расстояния лицо уже плохо видно, так что мы не привыкли видеть крупное лицо совсем «без перспективы». Из-за этого снимать портреты с дистанции более 3 м тоже не рекомендуется.

Оптимальным считается снимать людей с расстояния примерно 1,5-2,0 м.

Какое фокусное расстояние должно быть у объектива, чтобы с расстояния 1,5-2,0 м захватить 75 см по диагонали? Если у нас классический плёночный кадр 36x24 мм или «full frame» матрица, то 80-100 мм.

Какое фокусное расстояние нужно, чтобы с расстояния 1,5-2,0 м захватить 50 см по диагонали? 110-145 мм.

А какие у нас классические фокусные расстояния у портретных объективов? 85 и 135 мм… Думаю, теперь должно быть вполне очевидно, почему выбраны были именно эти числа. Просто эти фокусные расстояния обеспечивают съёмку «шаблонных» по композиции кадров с оптимальной дистанции.

Часто люди неправильно понимают смысл фразы, что «эти объективы обеспечивают минимальные искажения лица», считая, что само фокусное расстояние влияет на искажения. Но нет, это ошибка, искажения определяются расстоянием. Конечно, объективы и сами вносят искажения, дисторсию. Но мнение, что она минимальна именно у 85 и 135 мм объективов, абсолютно не соответствует действительности. Так, например, у широкоугольного объектива Canon EF 35mm f/1.4L II USM бочкообразная (она делает лицо «пухлее») дисторсия 0,1%. Потому то он и не подходит для портретов?.. Нет, упомянутый выше портретный 85-мм Canon имеет тоже бочкообразную, да ещё и 0,2%!

Так что выбирая именно фокусное расстояние объектива, нужно смотреть, какой угол обзора у него на матрице вашей камеры. На Nikon 1, с его мизерной матрицей, объектив 35 мм будет отличным «потретником», который, если его грамотно спроектировали, не будет создавать вам никаких искажений лица. Все разговоры «кроп-фактор не имеет значения, объектив как был, так и есть широкоугольный» - это просто индикатор непонимания людьми оптики и геометрии.

Вот до сюда надо листать

Теперь перейдём к другому интересному аспекту съёмки портретов - к боке…

Есть много холиваров на тему «Вау! Какое шикарное размытие фона! Это великолепно!» VS «Только глупые новички снимают на открытой диафрагме, профессионал выбирает красивый фон». Не будем в них лезть, просто примем как данность, что есть существенная прослойка людей, желающих видеть на портретах «размытый в хлам» фон, и постараемся помочь им выбрать подходящий объектив.

Общеизвестно, что чем меньше число диафрагмы - тем сильнее будет размыт фон. f/1.4 лучше, чем f/2.0. А f/1.2 - вообще прекрасно.

Также известно, что чем больше фокусное расстояние (но не забываем про сказанное в первой части статьи!) - тем сильнее размывается фон.

Но что размоет фон сильнее, 50 мм f/1.4 или 85 мм f/2.0?! А если они ещё и на фотоаппаратах с разным размером матрицы?..

Собственно из этого вопроса вся статья и вылезла. Взять штук десять разных объективов и «прогнать» их через несколько камер с разными матрицами, снимая разные портреты в разных условиях - эксперимент интересный, но долгий и дорогостоящий. Так что я решил заняться математическим моделированием…

«Сферичность» «коня в вакууме» в моём случае заключалась в том, что я считал объектив одной единственной линзой, которая для фокусировки перемещается вперёд-назад. Других вариантов у меня просто не было, ведь я хотел выяснить, как на размытие фона влияет фокусное расстояние и диафрагма вообще, а не конкретного объектива. А одно и то же фокусное с диафрагмой могут быть у объективов совершенно разных конструкций… Так что размытие фона (и даже расстояние, на котором он даст нужную диагональ кадра!) у конкретного реального объектива может быть несколько иным. Так, например, на фотографии выше отлично видно, что точечный источник света не в фокусе может на фотографии изображаться даже вовсе не кругом, а овалом… Но, тем не менее, в большинстве случаев отличия моего расчёта от результатов реального объектива будут незначительными.

Что же я собственно сделал? Исписав лист A4 с двух сторон преобразованиями основной формулы тонкой линзы, я получил расчёт того, на какой дистанции (от плоскости матрицы/плёнки, именно от неё отсчитываются расстояния на шкале фокусировки объективов) нужно разместить объект, чтобы получить нужную диагональ кадра при заданном фокусном расстоянии и размерах матрицы, а также в круг какого размера размоется точечный источник света, расположенный на заданном расстоянии за объектом съёмки (я считал расстояние именно от объекта съёмки, т.к. обычно сменив объектив фотограф сам отходит/подходит ближе, а не просит подойти/отойти портретируемого). Этот размер я выразил в процентах диагонали кадра, чтобы можно было напрямую сравнивать его для камер с разными матрицами.

Далее был создан этот Exel-файл . Оранжевые ячейки - это то, что мы задаём (диагональ кадра, размеры матрицы, расстояние от объекта до фона), жёлтые - это главные результаты расчётов (дистанция, чтобы оценить, подходит ли это фокусное для такого портрета, и размытие фона), серые - промежуточные результаты расчётов (например, «расфокусировка фона» - это расстояние от плоскости, в которой сфокусировался фон, до плоскости матрицы).

Я искренне полагал, что результатами расчёта станут простые выводы типа «50 мм f/1.4 размывает фон хуже, чем 85 мм f/2.0». Но нет!

Если снимать портрет «по грудь» (75 см), установив оба объектива на камеру с матрицей 23,5x15,6 мм (наиболее распространённый формат APS-C), то 50 мм f/1.4 даст размытие 2,76%, а 85 мм f/2.0 - 2,56%, т.е. 50 мм «победил». Но в тоже самое время 50 мм f/1.4 даст размытие 4,30%, а 85 мм f/2.0 - 4,91%, т.е. «впереди» 85 мм!

Как так?.. Очень просто: первая пара чисел дана для случая, когда фон всего в паре метров за спиной человека (что обычно бывает в помещении), а вторая - когда до фона уже 20 м (что регулярно бывает на природе).

Т.е. выбирая, какой из доступных объектив взять, чтобы размыть фон как можно сильнее, вам нужно руководствоваться не только их фокусными расстояниями и размерами диафрагмы, но и дистанцией от портретируемого до фона .

А как именно руководствоваться - качайте файл и «играйтесь». Приведу тут только несколько сильно «урезанных» таблиц.

Фокусное расстояние (дистанция фокусировки): число диафрагмы (1.2, 1.4 и т.д.) - размытие (проценты)

Полный кадр (36x24 мм), 50 см диагональ, до фона 2 м
85 мм (1,16 м): 1.2 - 8,75; 1.4 - 7,50; 1.8 - 5,83
135 мм (1,84 м): 2.0 - 6,99; 2.8 - 4,99; 3.5 - 3,99

Полный кадр (36x24 мм), 50 см диагональ, до фона 20 м
85 мм (1,16 м): 1.2 - 12,43; 1.4 - 10,65; 1.8 - 8,29
135 мм (1,84 м): 2.0 - 11,53; 2.8 - 8,23; 3.5 - 6,59

Полный кадр (36x24 мм), 75 см диагональ, до фона 2 м
85 мм (1,65 м): 1.2 - 5,14; 1.4 - 4,41; 1.8 - 3,43
135 мм (2,62 м): 2.0 - 3,92; 2.8 - 2,80; 3.5 - 2,24

Полный кадр (36x24 мм), 75 см диагональ, до фона 20 м
85 мм (1,65 м): 1.2 - 8,32; 1.4 - 7,13; 1.8 - 5,54
135 мм (2,62 м): 2.0 - 7,62; 2.8 - 5,44; 3.5 - 4,35

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 50 см диагональ, до фона 2 м
50 мм (1,03 м): 1.2 - 5,40; 1.4 - 4,63; 1.8 - 3,60
85 мм (1,76 м): 1.2 - 7,51; 1.4 - 6,43; 1.8 - 5,00

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 50 см диагональ, до фона 20 м
50 мм (1,03 м): 1.2 - 7,56; 1.4 - 6,48; 1.8 - 5,04
85 мм (1,76 м): 1.2 - 12,46; 1.4 - 10,68; 1.8 - 8,31

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 75 см диагональ, до фона 2 м
50 мм (1,50 м): 1.2 - 3,16; 1.4 - 2,71; 1.8 - 2,10
85 мм (2,55 м): 1.2 - 4,17; 1.4 - 3,57; 1.8 - 2,78

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 75 см диагональ, до фона 20 м
50 мм (1,50 м): 1.2 - 5,01; 1.4 - 4,30; 1.8 - 3,24
85 мм (2,55 м): 1.2 - 8,15; 1.4 - 6,99; 1.8 - 5,43

Надеюсь, хоть кому-нибудь это немного поможет с выбором объектива для портретной съёмки:)

ОБНОВЛЕНИЕ:
Я обновил Exel-файл .
Теперь он для ряда объективов строит график зависимости размытия фона от дистанции до него. Вот такой:


График предельно наглядно демонстрирует возможности различных объективов при разном расстоянии до фона.

Ну и сравнение теоретической модели с практикой…
Canon EOS M5, матрица размером 22,3x14,9 мм, объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM, дистанция фокусировки - 1,5 м, на расстоянии 3,5 м от камеры (2 м позади плоскости фокусировки) расположен светодиод.
Изображение светодиода на фотографии получилось размером примерно (оно не идеально круглое и имеет не идеально чёткие края, так что есть погрешность ± 2-3 пикселя) 150 пикселей.
Разрешение матрицы 6000x4000 пикселей, что даёт 7211 условных пикселей по диагонали кадра.
150/7211 = 2,08%
Математическая модель предсказала 2,10%. В пределах погрешности измерений результат эксперимента совпал с предсказаниями теории.

Увлекаясь портретной фотографией, у фотографов часто возникает вопрос какие настройки использовать при съемке, и какое значение диафрагмы следует установить. Представляем вашему вниманию, интересую шпаргалку, которая поможет разобраться в этом вопросе. В статье показаны изображения с разными значениями диафрагмы, и её влиянием на портретную фотографию.

Объектив играет важнейшую роль в создании красивого портрета. Внутренняя конструкция оптики влияет на возможность создания эффекта боке. Также, в зависимости от того, какое значение диафрагмы будет выбрано, четкость фона будет разной.

В случаях, когда фотограф хочет изобразить более четкий и просматриваемый фон, ему следует увеличить численное значение диафрагмы, тем самым уменьшив открытие апертуры. Если автор желает создать приятный эффект боке, ему требуется уменьшить численное значение диафрагмы, тем самым увеличив открытие апертуры.

Кроме диафрагмы, на удачность портрета влияет и фокусное расстояние объектива. Съемка с некоторыми фокусными расстояниями может даже испортить конечный результат.

За хорошие, качественные объективы вам придется выложить немалую сумму денег, а это значит, что начинающим фотографам придется наловчиться использовать свой стандартный объектив, идущий в комплекте.

Значение диафрагмы в съемке портретов

Размытый фон

Большое открытие диафрагмы, в пределах значений f/4 или f/2.8 создает малую глубину резкости, а значит, изображение будет максимально четким только в точках, на которых сфокусировался фотоаппарат. Фон в такой фотографии будет размытым. Пытаясь добиться боке в фотографии, фокусируйтесь на глазах, иначе кадр будет казаться нерезким.

Золотая середина

Апертура в районе f/8 поможет достичь оптимального результата. Такая диафрагма поможет создать ощущение отделения фона и объекты съемки, но при этом фон не будет сильно размыт. При съемке с хорошим освещением такая диафрагма может быть отличным выбором.

Максимально четкий кадр

Для создания максимально резкого изображения необходимо сделать диафрагму узкой, а значит, увеличить численное значение апертуры, примерно до f/22. Четкий фон необходим при съемке пейзажей, и фотографы не всегда предпочитают такой тип съемки в портретной фотографии. Чтобы создать фотографию с четким фоном необходимо установить относительно длинную выдержку, а значит, вам, скорее всего, пригодится штатив во избежание смазанности кадра. Можно увеличить светочувствительность ISO, но в этом случае есть большой риск возникновения шума.

Лучшее фокусное расстояние для портретной съемки

Широкоугольный объектив 20мм

Обычно фотографы не предпочитают снимать портреты с широкоугольным объективом. Даже самые лучшие широкоугольные объективы могут визуально увеличивать, в буквальном смысле «расширять» объект съемки. Нос, лоб и лицо в целом могут казаться больше, чем есть на самом деле. Несмотря на эти недостатки, широкоугольный объектив будет незаменим, в случаях, когда вы хотите показать, что окружает вашу модель.

Телескопический объектив с фокусным расстоянием 105мм для портретной съемки

Телескопический объектив с фокусным расстоянием от 70мм до 105мм позволит создавать хорошие портреты с приближением к объекту. Фотографу не придется подходить очень близко к модели во время съемки, что бы сделать кадр с большим приближением.

Телеобъектив 200мм

Объектив с большим фокусным расстоянием может быть отличным выбором для фотографов-портретистов. Часто такая оптика помогает приблизиться к объекту максимально близко, подчеркнув в фото важные детали, которые могли бы остаться незамеченными издалека. Съемка с телеобъективом и большой диафрагмой, например, f/2.8, даст потрясающие результаты и невероятно красивый размытый фон.