Что же такое Lossless формат? Lossless форматы и как с ними работать Что значит lossy и lossless

Всем привет, в этой статье я постараюсь общими штрихами рассказать о том, что влияет на качество звука, какие отличия есть между цифровым и аналоговым форматом и как услышать разницу между lossless и lossy-аудио.

Что такое звук

Базово звук является механическими колебаниями, передающимися в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Чаще всего, когда говорят о звуке в контексте музыки, то выделяют аналоговый и цифровой форматы.

Аналоговый формат используется в кассетных записях и виниловых пластинках, а цифровой — в любом современном плеере, смартфоне и множестве других источников.


Однако прежде, чем получить хорошую цифровую запись и говорить о её lossless/lossy-версиях, стоит рассказать о том, как происходит оцифровка.

Оцифровка

Я долго думал над максимально простым и понятным примером для объяснения этого процесса и наконец-то вспомнил отличную иллюстрацию из детства. Помните, в детстве продавали такие книжки-раскраски, в которых вам нужно было объединять точки линиями, чтобы у вас получилась картинка?

Так вот, представьте, что аналоговый звук, это обычная полноценная картина, а цифровой — сделанная с неё копия. А в качестве ориентиров для копирования используются как раз те самые точки. Чем чаще они используются и чем меньшее расстояние между ними, тем больше наша копия будет похожа на оригинал. Однако как бы близко мы не располагали точки, добиться 100% схожести с оригиналом не получится. Чем более детально будет происходить оцифровка, тем больше места будет занимать конечный файл.

Форматы

После получения цифровой копии, её нужно запаковать в один из популярных музыкальных форматов. В зависимости от выбора формата и настроек сжатия будет отличаться размер файла и качество его звучания. Однако важно понимать, что если оцифровка была выполнена неряшливо, то никакой lossless не спасёт.


Методы сжатия

И вот мы переходим к собственно отличиям между lossless и lossy-форматами. Фактически и те, и другие представляют из себя мощные архиваторы, позволяющие значительно уменьшить размер трека, однако в случае с lossless (например, FLAC) это сжатие будет идти без потерь в качестве, а у lossy (MP3) — с потерями, но более при этом сам трек по размерам будет значительно меньше.


Получается надо слушать только lossless?

Хорошо, допустим у нас есть правильно оцифрованный трек, затем сконвертированный в один из lossless-форматов. Получается, что мы можем залить его в любой смартфон и услышать значительную разницу в звуке?

На самом деле нет. Почему: во время воспроизведения этого трека, роль играть будут еще четыре параметра: ЦАП вашего смартфона (встроенный или выделенный), усилитель, наушники и, как ни странно, ваши уши. Если у вас обычный телефон без выделенного ЦАП и комплектные наушники, то, скорее всего, отличий между MP3 и качественным FLAC вы не услышите.


Однако, даже если вы обладаете хорошим музыкальным смартфоном и достойными наушниками, то при отсутствии хорошего слуха, разница будет либо менее заметной, либо вовсе не слышной.

У меня хороший слух, хочу услышать эту разницу

В этом случае вам понадобится один из смартфонов с выделенным ЦАПом (например, Meizu PRO 5), хорошие наушники (те же Meizu HD50) и набор любимых треков во FLAC. Встроенный плеер Flyme умеет работать с FLAC, а дальше дело уже за вашими ушами. С хорошим слухом вы ощутите заметную разницу между MP3 и FLAC-версиями треков.

Заключение

Сам я не аудиофил, для меня музыка это настроение, бальзам для души, то, что может поднять настроение или помочь скоротать время при поездке в метро или полёте в другую страну. Конечно она является важной частью моей жизни, но я больше фокусируюсь на том, какие эмоции вызывает у меня тот или иной трек, а не на том, насколько детально я его слышу.

Сжат с использованием специальных lossless звуковых кодеков, его можно при желании восстановить с абсолютной точностью.

Если вы возьмете обыкновенный Audio CD диск с аналоговым звуком запишете его в формате WAV для звука без компрессии, затем выполните компрессию WAV с использованием кодека lossless, далее полученный звуковой файл декомпрессируете в WAV и результат запишете на чистый CD, то можете получить два совершенно идентичных Audio CD.

Преимущество lossless для хранения звуковой коллекции состоит в том, что качество записей намного выше, чем у lossy кодеков, а места они занимают меньше, чем несжатое аудио. Правда, файлы lossy меньше по размеру, чем музыкальные файлы без потери качества. Большая часть современных программ-плееров понимают формат lossless. Те программы, которые не в состоянии его воспроизводить, могут легко этому научиться, используя плагин lossless. Что такое звуковые форматы lossless?

Звуковые форматы без потери качества

Подлинного любителя музыки вряд ли устроит звучание музыки, записанной в форматах со сжатием Ogg Vorbis или MP3. Конечно, если аудиозаписи прослушивать на бытовой аудиоаппаратуре, недостатки звучания невозможно уловить на слух, но если попытаться проиграть сжатый файл на высококачественной аппаратуре класса Hi-Fi, сразу обнаружатся недочеты звука. Безусловно, создать коллекцию качественной музыки на CD или виниловых пластинках нелегко. Есть разумная альтернатива этому пути для любителей качественного звука - lossless музыка. Ее можно хранить на ПК в виде, дающем возможность сохранить неизменными исходные параметры музыки, даже если применено сжатие. Этот путь одновременно решает проблемы высокого качества музыки и компактного ее хранения, ведь аудиоаппаратура для прослушивания (наушники, колонки, усилители) имеет вполне доступную цену.

Несжатые форматы звука без потери качества:

  • CDDA — является стандартом аудио CD;
  • WAV — Microsoft Wave;
  • IFF-8SVX;
  • IFF-16SV;
  • AIFF;

Сжатые форматы:

  • FLAC;
  • APE - Monkey’s Audio;
  • M4A - Apple Lossless - формат качественной музыки от Apple;
  • WV - WavPack;
  • WMA - Windows Media Audio 9;
  • TTA - True Audio.
  • LPAC;
  • OFR - OptimFROG;
  • RKA - RKAU;
  • SHN - Shorten.

Формат FLAC

Самым распространенным форматом является формат От аудиокодеков с потерями его отличает то, что из звукового потока при его использовании не удаляется никаких данных. Это дает возможность с успехом использовать его для воспроизведения музыки на Hi-Fi- и Hi-End-оборудовании, а также для создания архива коллекции аудиозаписей.

Большим достоинством формата является его свободное распространение. Это немаловажно для музыкантов, самостоятельно записывающих музыку. Формат в последнее время приобрел большую популярность, благодаря чему его поддержка включена в подавляющее большинство медиапроигрывателей.

Формат APE

В отличие от FLAC, для формата APE имеются только лишь кодеки и плагины, рассчитанные на платформу Windows. Для других платформ имеются дорогие решения от сторонних производителей ПО. Алгоритм способен достичь сжатия звуковой информации без потерь примерно в 1,5-2 раза. В него входит три главных этапа кодирования, из которых лишь один основан на применении свойств, присущих звуку для сжатия. Остальные схожи с обычными архиваторами. Несмотря на то что алгоритм сжатия распространяется бесплатно, ограничения лицензии таковы, что для музыкантов-любителей он практически недоступен.

Формат Apple Lossless

Музыка высокого качества lossless может прослушиваться с использованием кодека сжатия звука без ущерба качеству от компании Apple. Этот формат разработан компанией Apple для использования в собственных устройствах. Формат совместим плеерами iPod, имеющими специальные док-разъемы и новейшие прошивки. В формате не применен специфический инструментарий управления правами (DRM), но формат контейнера содержит такие возможности. Также он поддерживается приложением QuickTime и входит в качестве функции в программу iTunes.

Формат входит в состав библиотек, находящихся в свободном доступе, что дает возможность организовать прослушивание файлов в приложениях Windows. В 2011 году компания Apple обнародовала исходные коды формата, что открывает широкие перспективы перед кодеком. В будущем он может составить серьезную конкуренцию прочим форматам. Тесты продемонстрировали неплохие результаты. Сжатые файлы имеют размер от 40-60% от размера оригиналов. Впечатляет также скорость декодирования, что оправдывает его применение для мобильных устройств, производительность которых невелика.

Одним из недостатков кодека является совпадение расширения звуковых файлов с аудиокодеком Это приводит к путанице, ведь AAC не является форматом музыки высокого качества. Поэтому решено было данные хранить в MP4 контейнере с расширением.m4a.

Из других форматов стоит упомянуть Windows Media Audio 9 Lossless, входящий в состав приложения Windows Media. Он работает с Windows и Mac OS X. Правда, пользователи отзываются о нем не очень одобрительно. Часто возникают проблемы с совместимостью кодека, да и количество поддерживаемых каналов ограничено шестью.

Формат WavPack

WavPack - еще один свободно распространяемый аудиокодек, сжимающий звуковую информацию без потерь качества. В WavPack интегрирован эксклюзивный комбинированный режим, позволяющий создавать два файла. Один из файлов в таком режиме создается сравнительно небольшого потерями качества.wv, который можно проигрывать самостоятельно. Второй файл «.wvc» корректирует предыдущий «.wv» и в комбинации с ним дает возможность в восстановить оригинал в полной мере. Некоторым пользователям такой подход может показаться перспективным, ведь не нужно выбирать между двумя видами сжатия - всегда будут реализованы оба.

Заслуживает также внимания видеокодек с высококачественным звуком - lagarith lossless codec. Он работает быстро и качественно.

Софт для прослушивания lossless-аудио

Программные плееры не сразу научились работать со специфическими lossless кодеками, которые могут без потерь воспроизвести звук.

Плеер WinAmp

Способен справиться практически со всеми форматами воспроизведения музыки без потерь качества lossless. Что такое хороший плеер lossless, можно понять на его примере. Он способен корректно справляться с обработкой отдельных треков в формате lossless. Это типичная проблема кодеков FLAC или APE. Она состоит в том, что оцифровывается сразу весь звуковой диск и записывается одним файлом без разделения на треки. Проблему разделения на треки призван решить добавочный файл, имеющий расширение.cue. Он содержит описание параметров доступа к каждому треку альбома. Обыкновенный плеер воспроизводит весь lossless файл целиком. Проигрыватель для lossless AIMP замечательно воспроизводит большую часть звуковых форматов и распознает треки в файле lossless формата.

Цифровые плееры с поддержкой lossless

Хорошо отзываются пользователи о цифровых плеерах jetAudio, Foobar2000, Spider Player. Кардинальных отличий между ними нет. Выбор любого устройства основывается на субъективном мнении меломана об удобстве интерфейса для воспроизведения lossless. Что такое lossless формат, можно узнать протестировав эти плееры.

Формат Apple Lossless проигрывается с использованием iTunes. Кроме того, данный кодек поддерживается популярным видеоплеером VLC.

Хозяева компьютеров, совместимых с Apple, могут использовать две интересные программы: Vox и Cog.

Они поддерживают такие lossless форматы:

  • Apple Lossless;
  • FLAC;
  • Monkeys Audio;
  • Wavpack.

Дополнительно к этому имеется много полезных возможностей, например поддерживаются сервисы Last.fm.

Владельцы компьютеров с системой Windows могут использовать любое приложение, которое совместимо с кодеками музыки без потери качества: Foobar2000 или WinAmp. Для Winamp требуются специальные плагины. Lossless музыка хорошо воспроизводится на iTunes и KMPlayer. Достоинство iTunes, которого нет в других плеерах - возможность поддержки тегов.

Устройства, совместимые с lossless

Вряд ли хозяин фонотеки захочет расходовать время на то, чтобы преобразовать файлы из формата FLAC в MP3, чтобы иметь возможность прослушивания записей на своем гаджете. У смартфона или планшета ограниченные возможности, несравнимые с компьютером, но тем не менее многие из мобильных устройств проигрывают lossless-форматы.

Например, владельцы устройств под управлением Android могут воспользоваться плеером andLess. Он способен проигрывать файлы в форматах FLAC, APE, несжатый WAV и другие форматы, поддерживаемые Android.

Хуже обстоят дела у владельцев устройств на платформе Blackberry. Лишь обладатели моделей Bold 9000 и 8900 и более поздних версий могут прослушивать lossless формат.

Обладатели устройств Apple без проблем могут использовать кодек ALAC. Он поддерживается плеером iPod (кроме shuffle), телефоном iPhone и планшетом iPad. Для формата FLAC можно скачать FLAC Player в App Store.

Кодек FLAC поддерживается устройствами Samsung Galaxy, некоторыми смартфонами Sony Ericsson и плеерами iriver.

Получили поддержку FLAC и стационарные устройства многих производителей. Медиаплееры и медиацентры позволяют обойтись без персонального компьютера при прослушивании композиций без потери качества.

Пока еще до полной поддержки абсолютно всех форматов далеко, но вполне хватает того, что медиаплеер понимает кодек FLAC - самый распространенный кодек качественной музыки lossless. Что такое аппаратура воспроизведения lossless?

Аппаратура для прослушивания

Чтобы получить настоящее удовольствие от качества звука, необходима специальная аппаратура: наушники, усилители, колонки. Проще всего, конечно, с наушниками. Если вы намерены наслаждаться музыкой сидя за компьютером, они подойдут лучше всего. Хорошо отзываются пользователи о продукции компаний Koss и Sennheiser. Особенное внимание нужно обратить на размер мембраны. Чем он больше, тем лучше звучание. Важно не обмануться. Некоторые производители ставят маленькую мембрану в большие амбушюры - выглядят такие наушники солидно, а звук пригоден лишь для прослушивания mp3.

Почитателям аппаратуры качественного звука (Hi-Fi или Hi-End) трудно что-либо рекомендовать. Выбор в этой области ограничивается лишь бюджетом и вкусами. Эквалайзер, усилитель, акустика - выбор этих устройств имеет множество вариантов. Владельцам ПК, выбирающим себе качественную лучше остановиться на бюджетных мониторных колонках любого известного бренда. Хорошо отзываются пользователи об акустике Microlab серии SOLO. Чтобы музыка в lossless качестве звучала хорошо, важно приобрести акустику с наличием сабвуфера. не под силу справиться с воспроизведением нижней полосы частот.

Итоги

Новые форматы цифрового звука дали возможность любителям качественной музыки обзавестись собственными библиотеками на носителях информации большой емкости и слушать любимые композиции в высоком качестве, сэкономив достаточно большие деньги и довольно много места. Идеальным вариантом, безусловно, является полный комплект Hi-End оборудования, но и бюджетные варианты доставят меломанам огромное удовольствие. Ведь ощущения от прослушивания музыки несравнимы с MP3 на пластиковых колонках.

Консерваторию не заканчивали? Тогда losseless Вам не нужен , слушайте качественный mp3.

Очень часто встречаются индивиды, презирающие сжатые форматы в принципе. Не стоит ориентироваться на их мнение. Очередные модники, которые в исследовании с вероятностью 90% не услышат отличий сжатого звука от несжатого.

Что такое mp3


MP3 придуман не только для того, чтобы резать качество. Его разработкой занималось Общество Фраунхгофера - объединение институтов прикладных исследований Германии. Они же позже придумали AAC, который мог бы стать главным форматом сжатого звука… Но не получилось.

А Вы знали, что MP3 бывает с переменным (VBR) и постоянным битрейтом (CBR) ? Постоянный битрейт, ввиду работы алгоритма, кодируется каждый раз как в первый. Поэтому может выдавать неровное качество, а это значит – не всякий звук в таком раскладе будет качественно записан.

Поскольку MP3 появился довольно давно, он обладает массой ограничений. Разрядность - 16–24 бита. Частота дискретизации представлена следующим набором вариантов: 8; 11,025; 12; 16; 22,05; 24; 32; 44,1; 48. Максимальный битрейт не превышает 320 кбит/с . Максимальное число каналов - 2. Но мы все-таки о музыке говорим, мультиканальные записи еще поискать надо.


А таперь давайте посмотрим, как кодируется MP3. На иллюстрации - частотно-временное распределение звука. Одна и та же запись: Audio CD, OGG-файл, хорошо закодированный MP3. Что наблюдаем - куски справа и слева совпадают практически полностью. Значит, MP3 файл звучит практически так же , как оригинальная запись на компакт-диске.

Человеческий слух и его пределы - психоакустика


Дело в том, что основная задача Общества Фраунхгофера - разработка психоакустических моделей человеческого восприятия звука. И здесь есть много тонкостей. Главная - мы не дельфины.

Во-вторых, существуют определенные ограничения на количество одновременно воспринимаемых звуков. Человек одновременно способен слышать не более 250 звуков из 24 диапазонов (причем, количество одновременных звуков в диапазоне так же довольно мало).

В-третьих, слышимый диапазон составляет от 16 Гц до 20 кГц и к 60 годам снижается почти в два раза . В идеальном случае и при тренировках (да-да, его необходимо тренировать!).

Все частоты ниже 100 Гц воспринимается не слуховыми клетками, а… кожей . Потом низкие волны переотражаются в слуховом канале – эти волны и воспринимаются как инфрабас. (Это из области костной проводимости.)


Более того - число регистрирующих акустические волны клеток у каждого различно. Да что там - у каждого отдельно взятого человека их число в правом и левом ухе отличается.

Кстати, и восприятие каждым ухом различается. Поменяйте местами каналы в любимой композиции - получите новое звучание.

Если копнуть глубже, оказывается, что каждая частота звука воспринимается только при определённой громкости . При её достижении, тишина сменяется резким и достаточно отчётливым звуком. После человек может слышать и более тихий звук этой частоты.


Другое интересное свойство слуха - чем меньше уровень громкости, тем меньше его разрешающая способность, меньше число воспринимаемых звуков. При снижении громкости лучше воспринимаются высокие частоты, при увеличении - низкие. И они не дополняют, а сменяют друг друга.

Человек не воспринимает некоторые звуки, концентрируя внимание на других. Обратите внимание - отчетливо, осознаваемо слышен обычно один инструмент, или вокал. Все прочее превращается в фон или единое созвучие. И на чем бы мы не концентрировались в композиции, увеличить число воспринимаемых основных звуков нам не под силу.

Как создается mp3


Все эти данные, полученные при экспериментальных исследованиях, сведены воедино и представлены в виде идеальной модели человеческого слуха . Именно на нее ориентирован стандарт MP3.

Все, что человек однозначно не слышит - обрезается сразу. Дальнейшая обработка ухудшает звучание в соответствии с пониманием этой модели.

Благодаря большой проведённой работе современные психоакустические модели достаточно точно оценивают человеческий слух и не стоят на месте.

На деле, несмотря на заверения любителей музыки, музыкантов и аудиофилов, для среднестатистического, нетренированного слуха MP3 в максимальном качестве обладает практически предельными параметрами.

Исключения есть, их не может не быть. Но они не всегда легко заметны при слепом прослушивании. И следуют они уже не из механизмов работы слуха, а из алгоритмов обработки звуковой информации мозгом .

И здесь играют роль только личностные факторы. Всё это и объясняет, почему мы любим разные модели наушников и почему численные характеристики аудио не могут однозначно определить качество звука.

В MP3 умещается все: качество аналоговых записей


Настойчивость аудиофилов, требующих FLAC, стоит просеивать через еще одно серьезное сито. Большая часть аналоговых записей не содержит достаточного количества информации для losseless-форматов.

Все компакт-диски записаны с частотой дискретизации 44,1 кГц и квантованием 16 бит. Откуда здесь возьмутся 192 кГц и 24/32 бита, которые используются при кодировании во FLAC? Их же нет, это пустышка!

Вы возразите, что для аналогового звука эти параметры выше… Но для аудиокассеты и магнитной ленты (если, конечно, это не японский мастер-тейп) характеристики AudioCD НЕДОСТИЖИМЫ . Для массового студийного оборудования возможность записи аналогового звука, соответствующего AudioCD, появилась относительно недавно.

Поэтому нет смысла оцифровывать с бешеным качеством запись из доцифровой эпохи, в особенности сделанные на магнитных носителях. Они не содержат тех спектров и того количества информации, которые могут хранить контейнеры без сжатия.

В MP3 умещается все: цифра


Строго говоря, с большинством цифровых записей - та же самая картина. В 90-е годы и позднее появились дешёвые пластмассовые бумбоксы. Звукорежиссёрам пришлось заботиться о едином звучании на всех устройствах - динамический диапазон записей порезали до 10-12 бит .

Еще один момент. До недавнего времени никто не записывался на студии слишком в высоком качестве. Потому что одновременно работать с несколькими десятками аудиодорожек с высоким качеством записи сложно, а иногда просто недостаточно человеческих и технических ресурсов.

Если вдруг обычного человека «занесет» на форум, где собираются те, кто считает себя знатоками качественного звука, то он обнаружит, что процентов 80 тамошних аудиофилов рассуждают о проблеме битрейта. «Может ли настоящий меломан отличить запись с хорошим битрейтом от «лосси»-файла или нет» - споры на эту тему с аргументами за и против не утихают уже в течение достаточно долгого времени. Это доказывает то, что трудно или почти невозможно заставить людей отказаться от своих убеждений, переступить через свое «эго», даже если факты свидетельствуют против их заблуждений. В нашей статье мы дадим вам немного информации о битрейте и о том, как он соотносится с практическим опытом прослушивания музыки.

Что такое битрейт?

Если вы любите слушать музыку, то наверняка слышали термин «битрейт» и раньше, поэтому, вероятно, имеете общее представление о том, что он означает, но мы попробуем освежить вашу память и приведем здесь «официальное» определение. Итак, битрейт (от англ. bit rate) – это, по сути, поток - скорость прохождения битов информации, т.е. количество данных, обработанных в течение определенного периода времени. В аудио он обычно измеряется в килобитах в секунду. Например, музыка, которую вы слушаете на iТunes, имеет поток 256 килобит в секунду.

Чем выше битрейт трека, тем больше нужно пространства, которое потребуется ему на вашем компьютере. Поэтому обычной практикой стало сжатие аудио CD для того, чтобы больше музыки можно было разместить на жестком диске (ну или на «облачном», типа Dropbox, или любом другом). Вот отсюда и «растут ноги» многолетнего спора о качестве музыки из файлов «с потерями» (lossy) и файлов «без потерь» (lossless).

В чем разница между lossy и lossless?

Когда мы говорим «без потерь», имеется в виду, что при перезаписи мы не изменили исходный файл, и он звучит, как оригинальный CD-трек. Чаще всего, однако, мы сохраняем музыку «с потерями». Типичный lossy-альбом (MP3 или AAC), вероятно, занимает 100 МБ или около того. Тот же альбом в формате «без потерь», таких как FLAC или ALAC (также известный как Apple Lossless) занял бы около 300 МБ. По этой причине записывание «с потерями» распространено для быстрого скачивания и сохранения большего места на диске.

Проблема в том, что, когда вы сжимаете файл, чтобы сэкономить место, вы удаляете блоки данных. К примеру, когда вы делаете снимок PNG экрана компьютера, и сохраняете его в формате JPEG, вы получаете «дефект» на определенных частях изображения, что делает его практически тем же, но с некоторой потерей четкости и качества. Рассмотрите изображение ниже в качестве примера: справа оно было сжато в формате JPG, и его качество пострадало в результате (если присмотреться к цвету машины, к деталям и к фону). То же самое происходит и с музыкальными файлами, которые «сжимают» в MP3, если такое сравнение корректно. Потери качества, заметные для человеческого уха или глаза, называются артефактами сжатия.

Понятно, что файлы «с потерями» - это компромисс, но очень существенный, когда мы говорим о месте на жестком диске, которое может иметь большое значение для 32 Гб iPhone. Но существуют и различные уровни lossless: 128 килобит в секунду, например, занимает очень мало места, но будет более низкого качества, чем 320-ти килобитный файл, который, в свою очередь, имеет более низкое качество, чем файл в 1411 кбит/с (который считается настоящим lossless). Тем не менее, есть много аргументов относительно того, что большинство людей могут даже не услышать разницу между двумя битрейтами.

Так ли важен битрейт?

Поскольку хранение файлов становится все более простым и дешевым, музыка с высоким битрейтом становится все более популярной. Но всегда ли она стоит вашего времени, усилий и дискового пространства?

Ответ на этот вопрос не прост, и до сих пор аудиофилы ломают копья в схватках, пытаясь решить уравнение с двумя неизвестными. Первая часть уравнения зависит от технической реализации. Если вы используете дорогие наушники или колонки хорошего качества, то можете слушать музыку в большом диапазоне звука. И тут-то низкий битрейт становится заметным и можно определить, что в некачественных МР3-файлах отсутствует определенный уровень детализации, тонкие фоновые треки могут быть неслышны, максимумы и минимумы не будут столь динамичными, или вы можете просто услышать другие значительные искажения звука. В этих случаях lossless-формат оправдан.

Но если вы слушаете любимую музыку через пару дешевых и, в общем-то, дрянных наушников на вашем iPod, вы не заметите разницы между 128-кбитным файлом и файлом в 320 кбит, не говоря уже о сравнении 320-ти килобитного файла и lossless-файла в 1411 кбит. Помните ту картинку с автомобилем? Музыка, идущая через ваши наушники, похожа на уменьшенное изображение, и вы не услышите артефактов сжатия, так как наушники не имеют достаточного диапазона звучания.

Другая часть уравнения - это ваши собственные уши. Большинство людей просто недостаточно внимательны или не имеют навыков аудирования, чтобы определить разницу между двумя различными битрейтами. Этот навык до какой-то степени можно развить с течением времени, но иногда и нет. В этом случае не особенно важно, какой битрейт использовать, не так ли? В том-то и дело, что очень трудно услышать разницу между файлом «без потерь» и 320-ти килобитным MP3, если вы не звукорежиссер или музыкант с абсолютным слухом. Для подавляющего большинства людей 320 кбит/с более чем достаточно для прослушивания.

Большим заблуждением также будет считать, что чем выше битрейт, тем лучше качество трека, так как более простые аудио-сигналы будут сжиматься лучше и иметь меньший битрейт, а более сложные - хуже. Именно поэтому классическая музыка в lossless-файлах имеет меньший битрейт, чем, к примеру, рок-музыка. Идеальной является запись с переменным битрейтом, но с высоким качеством. Поэтому значение битрейта ни в коем случае не является основным показателем качества звукового материала.

Подведем итоги. Lossless-файлы более перспективны в том смысле, что вы всегда сможете «сжать» музыку, но никогда не сможете вернуть ее качество обратно, поэтому придется повторно перезаписывать ее с CD. Это - проблема онлайновых музыкальных магазинов и фонотек: если вы создали огромную библиотеку iTunes-музыки и потом решили, что вам нужна она же, но с более высоким битрейтом, все придется начинать заново. Но вот уже ровно 20 лет MP3 является отличным звуковым стандартом, и это вряд ли изменится в ближайшее время, так что, если вы не планируете стать воинствующим фанатиком-аудиофилом, вам незачем переживать из-за качества записи ваших любимых песен.

В переводе с английского слово Lossless означает «без потерь». Если звук сжат при использовании специальных звуковых кодеков lossless, то при желании его всегда можно восстановить с абсолютной точностью. Например, если вы возьмете обыкновенный AudioCD со звуком в аналоговом формате, то вы запишете его в формате WAV для звука без сжатия, после этого выполните компрессию WAV при использовании lossless, а затем полученный звуковой файл декомпрессируете в WAV и в итоге полученный результат сможете записать на обычный чистый СD. Таким образом вы получите два совершенно одинаковых AudioCD. Преимущество формата lossless для хранения звука заключается в том, что качество записей получается намного выше, чем у кодеков lossy. При этом они занимают намного меньше места, чем несжатое аудио. Однако файлы lossy намного меньше по размеру, чем другие музыкальные файлы без потери качества. Большинство современных программных плееров могут воспроизводить формат lossless. Программы, которые не могут воспроизводить подобный формат, легко могут научиться этому, используя плагин lossless. Что собой представляют звуковые форматы losseless?

Звук без потери качества

Вряд ли подлинного ценителя музыки устроит звучание музыки, записанное в форматах со сжатием MP3 или OggVorbis. Конечно, если прослушивать аудиозаписи на бытовой аппаратуре, то недостатки звучания будет просто невозможно уловить на слух. Но если вы попытаетесь проиграть каждый сжатый файл на высококачественной аппаратуре Hi-Fi, то сразу сможете обнаружить все недостатки звука. Конечно, создать коллекцию качественной музыки на виниловых пластинках или CD дисках нелегко. Однако имеется разумная альтернатива этому для любителей качественного звучания. Это музыка в формате lossless. Такую музыку можно хранить на персональном компьютере в виде, который позволяет сохранять исходные параметры музыки неизменными, даже если использовалось сжатие. Данный путь одновременно также позволяет решить проблемы высокого качества музыки и ее компактного хранения. Сегодня аудиоаппаратура для прослушивания музыки имеет вполне доступную стоимость.

Несжатые форматы звука без потери качества:

  • CDDA – стандартаудио CD;
  • WAV – Microsoft Wave;
  • IFF-8SVX;
  • AIFF;
  • IFF-16SV;

Сжатые форматы:

— APE – Monkey’s Audio;

— M4A – Apple Lossless – качественная музыка для устройств производителя Apple;

— WV – WavPack;

— LA – Lossless Audio;

— WMA – Windows Media Audio 9;

— TTA – True Audio;

Формат FLAC

Одним из самых распространенных на сегодняшний день форматов является формат FLAC. От аудиокодеков с потерями его отличает то, что при его использовании из звукового потока вообще не удаляются никакие данные. Это позволяет успешно использовать его для воспроизведения музыки на оборудовании Hi-End и Hi-Fi, а также применять его для создания архива коллекций аудио. Большое преимущество данного формата заключается в его свободном распространении. Для музыкантов, которые самостоятельно записывают музыку, это немаловажно. В последнее время данный формат приобрел большую популярность. Поэтому его поддержка включена в большинство медиапроигрывателей.

Формат APE

Для формата APE в отличие от FLAC имеются только плагины и кодеки, которые рассчитаны на платформу Windows. Для других платформ существуют свои дорогие решения от сторонних производителей программного обеспечения. Данный алгоритм может достичь сжатия без потерь звуковой информации примерно в 1,5-2 раза. Процесс сжатия состоит из трех главных этапов кодирования. Только один из них основан на применении свойств, присущих звуку для сжатия. Все остальные практически не отличаются от обычных архиваторов. Несмотря на то, что распространяется алгоритм сжатия бесплатно, ограничения лицензии таковы, что он практически недоступен для музыкантов-любителей.

Формат Apple Lossless

Музыка качества lossless вполне может прослушиваться при использовании кодека сжатия звука без ущерба качеству на устройствах компании Apple. Данный формат был разработан компанией Apple для использования в своих собственных устройствах. Такой формат совместим с плеерами iPod, которые имеют специальные разъемы док и новейшие прошивки. В данном формате не используются специфические инструменты для управления правами DRM, однако формат контейнера такие возможности содержит. Также он поддерживается приложением QuickTime. Кроме того, этот формат входит в состав библиотек, которые находятся в свободном доступе. Это дает возможность организовать прослушивание файлов в приложениях операционной системы Windows. Компания Apple в 2011 году обнародовала исходные коды формата. Это открывает широкие перспективы перед данным кодеком. В ближайшем будущем он вполне возможно сможет составить конкуренцию другим форматам. В тестах данный формат демонстрирует довольно неплохие результаты. Сжатые файлы обладают сжатием от 40 до 60% от размера оригиналов. Также впечатляет и скорость декодирования. Это оправдывает использование данного формата для мобильных устройств, которые характеризуются небольшой производительностью системы. Основным недостатком данного кодека является совпадение расширения звуковых файлов с аудиокодеком AAC. Это приводит к определенной путанице, ведь по сути форматAAC не является форматом музыки высокого качества. Поэтому было принято решение хранить информацию в контейнере MP4 с расширением.m4a. среди других форматов отдельно стоит упомянуть Windows Media Audio 9 Lossless, который входит в состав приложения Windows Media. Он работает с MacOSX иWindows. Однако пользователи при этом не слишком одобрительно отзываются о нем. Дело в том, что довольно часто возникают определенные проблемы с совместимостью кодека, а количество поддерживаемых каналов ограничено всего шестью.

Еще одним свободно распространяемым аудиокодеком является формат WavPack. Он позволяет сжимать звуковую информацию без потери качества. В WavPack интегрирован особый эксклюзивный комбинированный режим, который позволяет создавать два файла. В таком режиме один из файлов создается относительно небольшого размера с потерями качества.wv, который легко можно самостоятельно проигрывать. Второй файл.wvc может корректировать.wv. В комбинации с ним он позволяет в полной мере восстановить оригинал. Такой подход может показаться некоторым пользователям перспективным, ведь тогда не приходится выбирать между двумя типами сжатия. Всегда будут реализованы оба. Также заслуживает внимание видеокодек с высококачественным звуком lagarith lossless codec. Данный видеокодек работает довольно качественно и быстро.

Программное обеспечение для прослушивания аудио в формате lossless

Программные плееры не сразу стали работать со специфическими кодеками lossless, которые без потерь могут воспроизводить звук.

Данный плеер вполне может справиться практически со всеми форматами воспроизведения музыки без потери качества. Что такое хороший плеер для формата lossless, можно объяснить на его примере. Данный программный плеер вполне способен справиться с корректной обработкой отдельных треков в формате lossless. Для кодеков APE или FLAC это вполне типичная проблема. Она заключается в том, что сразу же оцифровывается весь звуковой диск. Он записывается одним файлом без разделения на треки.

Проблему разделения на треки может решить добавочный файл, который имеет расширение.cue. Он содержит описание параметров доступа к каждому треку альбома. Обычный плеер будет воспроизводить целиком весь файл lossless.

Проигрыватель для файлов lossless

Плеер AIMP отлично подходит для воспроизведения большей части звуковых форматов и распознает треки в формате lossless.

Плееры с поддержкой форматов lossless

Пользователи хорошо отзываются о цифровых плеерах Foobar 2000, jetAudio, SpiderPlayer. Между ними нет никаких кардинальных отличий. Выбор устройства будет основан на субъективном мнении пользователя об удобстве интерфейса для воспроизведения формата lossless. Что собой представляет формат lossless, можно узнать, если протестировать все эти плееры. Формат AppleLossless воспроизводиться при использовании iTunes. Данный кодек также поддерживается популярным видеоплеером VLC. Владельцы ПК, совместимых с Apple, вполне могут использовать две интересные программы – CogиVox. Данные программы поддерживают следующие форматы lossless: FLAC, AppleLossless, MonkeyAudio иWavpack. Также имеется масса полезных возможностей. Так, например, поддерживаются сервисы Last.fm. Владельцы компьютеров с операционной системой Windows вполне могут использовать любое приложение, которое совместимо с кодеками музыки без потери качества: WinAmpиFoobar 2000. Для приложения Winamp требуются специальные плагины. Музыка формата Lossless прекрасно воспроизводиться при помощи плееров KMPlayer и iTunes. Преимущество приложения iTunes заключается в возможности поддержки тегов.

Совместимые с lossless устройства

Вряд ли хозяин фонотеки захочет тратить время на то, чтобы преобразовывать FLAC-файлы в MP3, чтобы получить возможность прослушивать эти записи на своем гаджете. У планшета или смартфона ограниченные возможности, которые нельзя сравнить с персональным компьютером, однако многие мобильные устройства сегодня позволяют проигрывать форматы lossless. Так, например, владельцы устройств под управлением операционной системы Android могут использовать плеер andLess. Он вполне может проигрывать файлы в форматах APE иFLAC, а также несжатый Wav и другие форматы, поддерживаемые операционной системой Android. Несколько хуже обстоят дела у владельцев устройств на базе платформы Blackberry. Прослушивать lossless формат могут только обладатели моделей Bold 8900 и 9000. Обладатели устройств от компании Apple могут без проблем использовать кодек ALAC. Данный формат поддерживается плеером iPod, планшетом iPad и телефоном iPhone. Для воспроизведения формата FLAC можно скачать программу FLACPlayer из AppStore. Устройства SamsungGALAXY и некоторые смартфоны SonyEricsson, а также плееры iriver также поддерживают кодек FLAC. Поддержку FLAC также получили и поддержку стационарных устройств многих производителей. Медиацентры и медиаплееры дают возможность легко обойтись без использования ПК при прослушивании композиций в формате lossless. До полной поддержки совершенно всех форматов еще далеко, однако этого вполне хватает того, чтобы медиаплеер воспринимал кодек FLAC, который является наиболее распространенным кодеком качественной музыки формата lossless. Что представляет собой аппаратура для воспроизведения lossless?

Аппаратура для прослушивания формата lossless

Чтобы получить от качественного звука настоящее удовольствие, необходимо использовать специальную аппаратуру: усилители, колонки и наушники. Проще всего дела обстоят конечно же с наушниками. Если вы намерены наслаждаться музыкой сидя за компьютером, то они подойдут вам лучше всего. Пользователи хорошо отзываются о продукции компании Sennheiser иKoss. Особое внимание необходимо обратить на размер мембраны. Чем больше ее размер, тем лучше будет качество звучания. В данном случае важно не обмануться, многие производители ставят в большие амбушюры маленькую мембрану. Такие наушники выглядят довольно солидно, но звук пригоден только для прослушивания файлов в формате MP3. Любителям качественного звучания тяжело порекомендовать что-то конкретное. Выбор в данной области будет ограничен только вкусами и бюджетом. Владельцам персональных компьютеров, которые выбирают себе качественную акустику, лучше всего будет остановиться на бюджетных колонках для компьютера от любого популярного бренда. Пользователи хорошо отзываются об акустических системах производства Microlab серии SOLO.